Женская проза в контексте современной литературы – это уже давно не романы и повести о внутренних метаниях героини: красить ногти или брить ноги, пока волосы сохнут, выходить замуж или доить корову. Женская проза – это не о вопросах «свободы» или об обидах за то, что «он» опять выбрал жену, а не тебя потому, что ты сама по глупости дала и после этого решила, что теперь управляешь миром и «им», хотя на праздники едешь не на курорт, а к маме в деревню полоть картошку.
Добротная женская – гендерная, как принято теперь говорить, – проза отмечена печатью гиперреализма и альтернативным течением сюжета, апелляцией к историческим событиям, умению вести параллели между прошлым и настоящим и при этом не заводить читателя в дебри вымышленных миров.
Роман Светланы Храмовой «Три Маргариты» (второй в трилогии, вышедший в «Эксмо» в июне 2020) — это рефлексия, свойственная как мужчине, так и женщине, это умение показать душевную пустоту и способы ее компенсации, злободневность и парадоксальности точек зрения на мир, мучительный поиск идеала (мужского, творческого, трансгендерного…).
В своем романе автор ловко переплетает судьбы главных героев, подвергает их психическим трансформациям и мучениям, вынуждает читателя невольно сострадать и сопереживать им.
Понятные обывателю темы семейного счастья, социальных норм, привычек, дружбы и принципов вывернуты в романе «потрохами наружу», усиливая тем самым пошлость эмпирической реальности, подчеркивая недостижимость божественной гармонии, выпячивая вынужденную адаптивность к действительности.
Два года назад Рита опоздала домой на целый час и обнаружила в собственной квартире труп. На сером бархатном диване лицом вниз лежал Алексей – ее муж, от которого она ждала ребенка. На месте преступления не нашли никаких улик, а расследование так и зависло: до сих пор неизвестно, кто кто стоит за убийством Леши. После смерти мужа для Риты жизнь закончилась, ведь вместе с любимым мужчиной она потеряла и ребенка.
Рита надеялась, что от непроходящей боли ее сможет отвлечь работа. Еще до знакомства с Алексеем она издала несколько книг и, выйдя замуж, продолжала работать над последним романом. Ведь тема женщин-«сюрвайверов», которые владели искусством выживать при любых обстоятельствах, интересовала ее даже в моменты самого яркого счастья. А теперь, когда ее саму приговорили к пытке выживания, истории благородных авантюристок Маргариты Наваррской, Маргариты де Валуа, маркизы де Помпадур и других стали для нее учебным пособием.Но сможет ли Рита применить теории из этих своеобразных «учебников» на практике, чтобы справиться с отчаянием и стать хотя бы чуточку счастливее?