Миражи советского. Очерки современного кино

В «Редакции Елены Шубиной» выходит новая книга одного из самых востребованных современных кинокритиков Антона Долина «Миражи советского. Очерки современного кино» —15 июня книга эксклюзивно появилась в электронном и аудиоформате в ЛитРес, крупнейшем книжном сервисе в России и странах СНГ.

«Миражи советского» — сборник рецензий на фильмы, вышедшие за последние два десятилетия и посвященные событиям советской истории.

«Под одной обложкой собраны тексты о фильмах, снятых в XXI веке, но посвященных СССР. Они представлены в хронологическом порядке, причем не появления на свет самих картин, а событий и эпох, о которых идет речь. Перед вами альтернативная история Советского Союза, рассказанная современными кинематографистами и пропущенная сквозь дополнительный фильтр критического взгляда», пишет автор книги в предисловии.

В «Миражах советского» читатель найдет рецензии и на известные мейнстримные киноленты («Ирония судьбы. Продолжение» Тимура Бекмамбетова, «Время первых» Дмитрия Киселева, «Легенда №17» Николая Лебедева, «Движение вверх» Антона Мегердичева), и на «фестивальные» фильмы. О многих заслуживающих внимания картинах читатель узнает из очерков Долина, возможно, впервые.

Среди собеседников Антона Долина Константин Хабенский, дебютировавший в качестве режиссера в фильме «Собибор», Алексей Федорченко, автор фильма «Война Анны» и многих других, Кантемир Балагов, оба фильма которого были представлены на Каннском фестивале, Сергей Лозница, один из самых известных документалистов, Армандо Ианнуччи, снявший скандально известный фильм «Смерть Сталина», Константин Бронзит, режиссер анимационных фильмов, номинированных на «Оскар», Резо Гигинеишвили, режиссер, сценарист и продюсер, Люк Халл, художник-постановщик телесериала «Чернобыль», и другие.

Все рецензии и интервью в книге разбиты на четыре главы: «От революции к репрессиям», «Война. Победа», «Через ГУЛАГ в Космос», «Сквозь застой к перестройке». Таким образом, сквозь призму кино Долин прослеживает историю Советского Союза, от его начала до самого конца. Автор подчеркивает: обзорная картина кинематографа априори не может быть полной. Перед нами — не энциклопедия, а субъективный взгляд.

«Здесь описаны и проанализированы очень разные картины — выдающиеся и посредственные, снятые на века и однодневки. Есть “блокбастеры” (успешные и провалившиеся), есть малобюджетное новаторское кино. Есть прекрасные, с точки зрения автора этих строк, картины, но есть и слабые, даже чудовищные», так рассказывает о выбранных фильмах сам Долин.

Главный критерий отбора для него отнесенность фильма к эпохе. Антон Долин констатирует: мы пока не готовы разорвать пуповину, связывающую нас с советским прошлым, и переходим от одной крайности к другой. Кино это лишь один из индикаторов, иллюстрирующих ситуацию.

«Эта книга — своеобразный сиквел Оттенков русского, сборника статей и интервью об отечественном кино. Отбор текстов в ту книгу проводился по свободному принципу: лучшее о самом интересном. Миражи советского устроены иначе. Здесь сиюминутность впечатления важнее качества текста, а тематическая уместность существеннее изысканности изложения и глубины наблюдений», пишет Антон Долин.

Аннотация

Антон Долин — кинокритик, главный редактор журнала “Искусство кино”, радиоведущий, кинообозреватель в телепередаче “Вечерний Ургант”, автор книг “Ларс фон Триер. Контрольные работы”, “Джим Джармуш. Стихи и музыка”, “Оттенки русского. Очерки отечественного кино”.

Современный кинематограф будто зачарован советским миром. В новой книге Антона Долина собраны размышления о фильмах, снятых в XXI веке, но так или иначе говорящих о минувшей эпохе. Автор не отвечает на вопросы, но задает свои: почему режиссеров до сих пор волнуют темы войны, оттепели, застоя, диссидентства, сталинских репрессий, космических завоеваний, спортивных побед времен СССР и тайных преступлений власти перед народом? Что это — “миражи советского”, обаяние имперской эстетики? Желание разобраться в истории или попытка разорвать связь с недавним прошлым?

По промокоду DOLIN на сайте litres.ru все пользователи могут получить книгу в подарок от ЛитРес. Также доступна скидка 20% на все электронные и аудиокниги сервиса, участвующие в акции.

Об авторе:

Антон Долин — известный российский журналист, кинокритик. В 1997 году окончил филологический факультет МГУ. Работал и продолжает работать в ведущих печатных СМИ, на радиостанциях и новостных сайтах — «Афиша», «Известия», «Эксперт», «Сноб», «Эхо Москвы», «Маяк», Meduza. Постоянный киноэксперт в телевизионной программе «Вечерний Ургант». Автор монографий о Такеси Китано, Ларсе фон Триере, Алексее Германе, Джиме Джармуше. Четырежды лауреат премии Гильдии киноведов и кинокритиков России. С июня 2017 главный редактор старейшего в Европе журнала о кино «Искусство кино».

Цитаты:

Россия в фильме Смирнова — архаическая вселенная, в которой невозможны ни индивидуализм, ни индивидуальность, а насильственное, экспериментальное отделение частиц от общей массы моментально приводит к их бесследному сгоранию в непригодной для жизни атмосфере.

Ведь перед нами кино об извечном российском парадоксе — с одной стороны, страна постепенно исчезает, истаивает, стирается с карты мира, как в какой-то злой сказке, а с другой стороны, ничего в ней не меняется, и  процесс этой медленной смерти, как в  Дантовом аду, кажется бесконечным.

Фильмы Алексея Балабанова — чистый морфий; окончательно ясно это становится после просмотра нового опуса. Одни потребляют Балабанова обильно, то впадая в эйфорическое состояние, то бросаясь блевать к унитазу. Другие боязливо отказываются от сильнодействующего средства. Третьи считаются умеренными и избирательными морфинистами, теша себя надеждой, что “еще не подсели”. Четвертые ведут уверенную антинаркотическую пропаганду — поскольку абсолютно всем ясно: Балабанов — это кайф, но вредный для здоровья.

Сегодня, когда у Сергея Довлатова сложилось посмертное амплуа легкомысленного остряка, имеет смысл повторить эти вопросы вслух. Что и делает Герман. Его нежный и бесконечно грустный фильм, крайне редко позволяющий себе быть смешным, — именно о чувствах безнадежности, непригодности и катастрофы, нормальных для писателя без публикаций. Вроде бы в наши времена интернет-самиздат раз и навсегда решил эту проблему. И всё-таки “Довлатов” выглядит пугающе современным.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

-->

СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

Вы можете отправить нам свои посты и статьи, если хотите стать нашими авторами

Sending

Введите данные:

или    

Forgot your details?

Create Account

X