Диана Анпилогова — амбициозная украинская 3D-художница и аниматор, которая принадлежит к новой генерации цифровых художников. Сейчас она учится в New York Film Academy — одном из самых престижных мировых учебных заведений, готовящих 3D-аниматоров и диджитал-художников. Выпускники Академии работают в ведущих киностудиях США: DreamWorks, Bluesky, Universal, Warner Bros, Cartoon Network Netflix и пр.
Диана относится к уникальной генерации художников «цифрового ренессанса», которые, согласно цеховому выражению, свою творческую и профессиональную жизнь делят между Кремниевой долиной и Голливудом. Эта метафора не случайна. Диджитал-искусство, оставаясь искусством в самом глубоком смысле этого слова, является атрибутом высоких технологий.
Диана — прирожденный и вдохновенный творец. В диджитал-индустрию она вошла уже в ранге сложившейся художницы. Сейчас она активно вовлечена в ряд украинских и зарубежных культурных проектов. Среди последних — разработка визуальной концепции издания романа «Осень патриарха» Габриэля Гарсиа Маркеса. Книга вышла в серии «Осень патриархов», объединяющей плеяду ведущих латиноамериканских писателей, писавших о диктаторах. Издание недавно было представлено в Киеве.
Удивительным фактом биографии Дианы является то, что она — ровесницей 3D-анимации. Двадцать второго ноября 1995 года мультфильм «История игрушек» (первая полнометражная полностью цифровая анимация) дебютировал в кинотеатрах Америки. Его премьеру немало критики назвали самой значительной премьерой на День благодарения за всю историю американской анимации. А газета Washington Post написала, что в поисках надлежащего сравнения стоит обратиться к 1939 году и фильму «Волшебник из страны Оз». Фильм имел оглушительный успех. Критики превозносили его, называя «изобретательным» (Time), «блестящим и триумфально остроумным» (The New York Times) и даже «пророческим» (Chicago Sun-Times). Последнее сравнение было особенно точным, ведь констатировало тот факт, что мультфильм открыл новую, эпохальную страницу в истории анимации.
Предсказание исполнилось. Сейчас практически в каждом фильме и сериале — от пеплума до мелодрамы — широко используются 3D-технологии. Этот процесс стал таким тотальным, что мы просто перестали его замечать.
Диана принадлежит к художникам, которые сознательно совершили «переход» от академического рисования в диджитал-искусство. Такой выбор был продиктован не только живым художественным интересом, но и желанием идти в ногу со временем:«Когда мне было пятнадцать лет, — рассказывает художница — мне приходилось таскать огромную сумку с ватманами, два пенала с красками, кисточками, альбомами, карандашами, ножами для карандашей, резинками, кнопками и прочими принадлежностями. Зато сейчас — только планшет. И все. Признаком времени стали мобильность и комфорт. Свой рабочий арсенал можно взять с собой куда угодно, теперь совсем не страшно „упустить вдохновение”, когда под рукой нет бумаги, например, в дороге. Так же это упрощает работу с референс. На анимационном языке референс — это вспомогательные изображения или видео. Например, чтобы нарисовать жирафа, больше не нужно искать книги в библиотеке, можно сразу найти изображение в сети. Или чтобы сделать анимацию гимнаста, можно найти видео в интернете, и это очень помогает рабочему процессу…»
Жизнеутверждающее искусство Дианы Анпилоговой развивается в рамках традиции, берущей начало из золотого века американской анимации. В ее творчестве энергия эмоций отчетливо доминирует над энергией идей, ее видениеподчеркнуто сенсуально и обозначено легким пассеизмом. Для Дианы анимация и 3D-графика являются прежде всего способом эффективного самовыражения и донесения универсальных нарративов. Язык анимации для нее — это действительно универсальный язык, превосходящий эсперанто, интерлингву и волюпак, легко преодолевающий культурные, расовые и этнические барьеры.
Как художник Диана не идет путем искусственной эскалации живописности или искусственного драматизма. Ее работы вдохновлены бытом и глубоко интимными персональными видениями. В смысле культурных влияний она бесспорно принадлежит к художникам, для которых «красота скрыта абсолютно везде».
Красота скрыта в ее родном Мелитополе, урбанистическое пространство которого воплотил богатое разнообразие жизни украинского Юга. Здесь будущая художница росла под перекрестным влиянием разных эстетик. Именно здесь на нее прямым и косвенным образом повлияли различные визуальные коды и традиции: советский монументализм, имперский «большой стиль», «блеск и нищета» быта девяностых.
Хотя ее работы обозначены многими влияниями, художница уверенно движется к своему неповторимому стилю. По словам самой художницы, она увлекается стилистикой анимационной студии UPA (United Productions of America), существовавшей в 1940–1970-х годах. Основатели этой студии считали, что анимация может свободно экспериментировать с дизайном персонажей, глубиной и перспективой, чтобы создать целостное стилизованное художественное видение, соответствующее предмету. В 1950-х годах United Productions of America развила принципиально новые подходы к отрасли: анимация отныне рассматривалась как самостоятельное искусство, живет по своим законам и не должно скрупулезно следовать кинематографическому реализму. Также именно UPA отказалось от узкого видения анимации как искусства, направленного исключительно на детскую аудиторию. Как художник Диана скрупулезно исследовала исторический контекст анимации и не могла пройти мимо этого опыт. В своей работе Диана руководствуется уникальным опытом UPA, а отдельные подходы взяты за основу его творческого кредо.
В основе ее творчества лежат пассеистистские образы золотого века иллюстрации. Впрочем, у Дианы это признак силы, а не слабости. Ее картины — это не форма эскапизма, а декларация солнечного и неодолимого оптимизма и позитивного взгляда на жизнь.
Важным контрапунктом в ее творчестве проступает интерес к скандинавской и славянской мифологии. Диана вдохновляется художниками, которые работают над репрезентацией собственной культуры и аутентичности. Среди них — Томм Мур (Tomm Moore), ирландский аниматор и режиссер, чьи работы — The Secret of Kells и The song of the sea глубоко связаны с ирландской мифологией и поэтикой кельтского мира. Амбициозная цель Дианы — концептуально визуализировать нашу культурную ментальность и усилить интерес к отечественной фольк-культуре.
New York Film Academy
Как художник, Диана не привыкла искать простых путей. Поступлению в New York Film Academy предшествовала длительная и изнурительная подготовка, изучение новейших программ и интенсив по английскому языку. Преодоление страха перед Новым Светом и радикальным изменением творческой среды стало частью ее творческой инициации. Этот путь был непростым. Временами сказывался классический комплекс мигранта из Восточной Европы. По словам самой художницы, «довольно страшно, когда все, что у тебя есть, — это два чемодана, и ты совсем одна в чужой стране, где еще нет ни знакомых, ни друзей». Переезд в США стал для нее огромным личным вызовом, выходом из зоны комфорта и вместе с тем возможностью погрузиться в альтернативную художественную среду и лучше осознать свое призвание.
Уже очень скоро Диана поняла, что США — открытая страна, лишенная культурных табу и предубеждений. Это позволило ей достаточно быстро интегрироваться в американскую жизнь и художественный дискурс. Перед каждым новоприбывшим художником Америка открывает очень широкое культурное предложение, поэтому найти свою нишу в разнообразии культурных практик было совсем не сложно. Уже вскоре художница вышла из роли эмигрантки, живущей в тени американского Большого стиля, и дебютировала как активная и независимая творческая личность.
Не в последнюю очередь этому способствовала американская либеральная открытость и откровенность окружения. Это не раз отмечала и сама Диана: «Приятно поражает легкость знакомств с профессионалами в индустрии. Бывают действительно удивительные встречи: ты просто идешь в библиотеку и встречаешь там супервайзера анимации студии Disney: обычного мужчину без пафоса — в джинсах, кроссовках и толстовке. После этого вы становитесь друзьями. Не говоря уже о специальных нетворкинг-ивентах. С карантином ничего не изменилось, просто встречи перешли в онлайн-формат».
Уже 3-й семестр подряд Диана как студентка с высоким средним баллом попадает в Dean’s List. Студентов из этого почетного списка интенсивно привлекают к участию в специальных событиях, профессиональных студиях и художественных акциях, чаще приглашают в интернатуру.
Своими работами в анимации и диджитал-рисованием Диана желает познакомить США с украинской культурой и музыкой не просто как примером постколониальной «инаковости», но как с образцом альтернативного культурного и цивилизационного универсума. По сути, художница стремится сломать колониальную оптику, в которой украинская культура стереотипно воспринималась через призму манипулятивных имперских дискурсов: в ореоле буколизации и второстепенности.
Диана верит, что украинская визуальная символика займет должное место в пантеоне массовой культуры. История знает подобные примеры: в свое время герои и образы диснеевских анимаций превратились в заметные культурные топосы и стали реальными симулякрами «американских богов»: частью американской визуальной аутентичности и культурного экспорта.
Молодая визуальная культура США в свое время сыграла роль культурной визитки страны: похожим образом ренессансное искусство представляет Италию, а Grande manière Людовика XIV — Францию.
Амбициозные стремление молодой художницы и ее генерации дают основания надеяться, что украинский культурный проект в историческом итоге займет заметное место на культурной карте современности.
Александр Давиденко,
Давид Линчевский для гУрУ