Последнее время хакатон становится все более распространенным форматом мероприятий.
Само слово «хакатон» – это термин, получившийся от сочетания двух слов: хакер и марафон. Сегодня хакатоны уже не относятся к хакерству, это просто «марафон программистов», где небольшие команды специалистов из разных областей разработки программного обеспечения (программисты, дизайнеры, менеджеры) сообща работают над решением какой-либо проблемы.
Существуют разные направления и тематики хакатонов — от медицины до арт-проектирования.
Редакция гУрУ поговорила с Аидой Джангирова, куратором III BlockchainArt Hackathon’a, чтобы разобраться, как устроен арт-хакатон и какие сейчас основные тенденции и цели подобных проектов.
гУрУ: Аида, расскажите, пожалуйста, об истории хакатонов и их идейной єволюции. Ведь хакатон — это уже больше не просто про разработку веб-сервисов. Являясь своего рода площадкой для экспериментов, хакатон позволяет придумывать и реализовывать совершенно новые идеи и проекты. Вы, например, привлекли художников к работе.
Аида Джангирова: Первый хакатон прошел в 2017 году и его идеей был визуальный анализ технологии блокчейн через призму искусства традиционных медиа. В 2018 году, на втором хакатоне художники имели возможность поразмыслить о будущем мира и технологий посредством работы с виртуальной реальностью. А третий хакатон приглашает авторов создавать работы в формате NFT на блокчейне.
гУрУ: Какие возможности дает блокчейн в качестве “площадки” для арт хакатонов?
Аида Джангирова: Блокчейн можно сравнить с финансовой системой отдельной страны в фиатном мире. Каждый блокчейн прописан для определенных целей и задач. Взаимодействие криптовалют в блокчейнах происходит, как и в фиатном мире, через валютный обмен на специальных ресурсах. Партнер нашего проекта социальная NFT сеть Proof-of-love, функционирует на блокчейне fashion.coin (FSHN).
Для хакатона определяющей чертой блокчейна была невозможность модификации провенанса работ и легкость в изучении истории работы.
гУрУ: Что такое NFT? Какая их роль в новом мире коллекционирования?
Аида Джангирова: Токен — это единица учета в сети блокчейн, с помощью которой можно создавать цифровые ценности. Блокчейн — это децентрализованная сеть, функционирующая по принципу последовательной цепи блоков, которые содержат информацию об операциях с токенами. Записи в блокчейне не подлежат изменениям и является публичными, поэтому это позволяет избежать манипуляций с данными и обеспечить их безопасность.
Токены в таких сетях бывают двух типов: взаимозаменяемые (fungible tokens) и невзаимозаменяемые (non-fungible token).
NFT — это тип цифровых активов, созданный на блокчейне, который позволяет получить право собственности на товар, существует исключительно в сети, например, анимацию или видео, одновременно подтвердив его оригинальность. Эта черта и является наиболее привлекательной для нового мира коллекций и коллекционеров.
гУрУ: Как будет проходить III BlockchainArt Hackathon?
Аида Джангирова: Хакатон уже проходит в онлайн формате, работы можно заявить для участия на платформе социальной NFT сети Proof of Love, а с правилами ознакомиться на сайте организатора — camera-obscura.org.
гУрУ: Хакатон начался 31 марта, какова активность участников, есть ли уже лидеры продаж среди коллекционеров?
Аида Джангирова: 31 марта мы провели первый аукцион в рамках запуска III BlockchainArt Hackathon’a, на котором была создана первая работа проекта — The End, авторства киевского медиа художника, участника арт-группы РЭП Бориса Кашапова. Криптоколлекционеры уже обратили внимание на работы, которые художники выкладывают для участия в проекте. Бывает так, что возникает ажиотаж, “свежую” работу выкупают сразу после ее появления, понимая их ценность и законы крипторынка, по которым стоимость работ будет только увеличиватся. Яркие по замыслу и решению работы, поступающие для участия в хакатоне, заметно отличаются. Ситуация меняется каждый день, и наблюдать за ней можно в опции статистики на платформе.
гУрУ: Каким Вы видите главный результат хакатона? Какое будущее у коллекции работ хакатона?
Аида Джангирова: Главным результатом хакатона мы видим интерпретацию знаменитой акции нашего идейного вдохновителя — Йозефа Бойса, который хотел высадить 7000 дубов от Касселя до Москвы. Мы же создадим коллекцию из 7000 NFT, объединим художников со всего мира, воплотим идею равенства между искусством и капиталом.
Жюри выберет лучшие 50 NFT для наград. Выставка из этих работ отправится в мировое турне. Коллекция хакатона будет представлена в галерее DAO CYPHER BANK во вселенной DECENTRALAND, а в 2022 году мы завершим выставочный тур в Венеции на Биеннале.
гУрУ: Вы упомянули идейное вдохновение хакатона Йозефом Бойсом. Расскажите о его идеях и принципах, которые Вы привнесли в III BlockchainArt Hackathon.
Аида Джангирова: В основе идеи хакатона визионерский Манифест Йозефа Бойса “Призыв к Альтернативе”, он буквально видел важную роль отдельно взятого человека вне различных социальных образований. Идея децентрализации — и есть суть блокчейна. Великий художник разрабатывал программу, в которой искусство приравнивается к капиталу, и потенциально каждый человек — художник. Хакатон воплощает теории Бойса, используя блокчейн и NFT. Технологии сегодняшнего дня и децентрализация художественного мира стали идеальной основой для претворения завещания Йозефа Бойса в реальность.
Цитата: «Мы же создадим коллекцию из 7000 NFT, объединим художников со всего мира, воплотим идею равенства между искусством и капиталом».
— Всё предыдущее развитие искусства было продуктом Души каждого художника, композитора, писателя или поэта, уровень которого оценивался опять же уровнем духовности, которую пытались оценивать в виде денежных знаков, но превеликое множество экземпляров так и осталось безценными (ошибка намеренная), т.е. их никто не продаёт, а эти шедевры хранятся в музеях. Эти шедевры, разве что, могут только украсть.
К чему я веду, а веду к выводу:
— Духовность невозможно приравнять с капиталом, если таковое происходит, то автор торгующий своим даром творца теряет этот дар мгновенно, потомучто его дар никак нельзя оценить в деньгах. Потом возникают различные течения копирующие или искажающие, вернее, пропущенные через призму восприятия, но с понижением частот, например от белого до красного, завершая тьмой.
В этом и состоит деградация искусства при его приравнивании с капиталом.