Кнопушкин даже не собирался покидать клетку в милицейском отделении несмотря, даже на просителей в лице девушки Л., меня, еще одной дамы и находящихся там милиционеров…
А началось все так. Утром я встретил Александра Кноппа, известного альтиста из Одессы на киевском вокзале и повел его в американское посольство. Шли мы по-одесски долго, хотя были на автомобиле, что-то ели в дороге, немножко пили, встретили Л., которая согласилась составить нам компанию. Затем я их оставил у посольства и пытался уехать с одной дамой по своим делам. Пока я пытался прошло времени немного, но мне позвонила Л. и сообщила что Кноппа забрали в милицию прямо от дверей посольства. До участка куда его отвезли я добирался долго по городским пробкам, но добравшись, в участке увидел довольно занимательную картину. Кнопп закрылся в клетке изнутри и наотрез отказывался выходить несмотря на то, что милиционеры пытались его оттуда выколупать. У Л. я узнал, в чем дело: оказалось, что Кноппа охранник не впустил в американское посольство, на что Кнопп заявил, что когда он будет стоять у врат рая, то он их всех тоже не пустит. На это быстро был вызван наряд милиции, и Саша оказался в участке, не успев перестроится и войдя в роль, Кнопп (видимо решив, что это и есть рай) заперся изнутри в клетке и наотрез отказался туда кого бы то ни было пускать, чем поверг в неестественное состояние милиционеров. С трудом мне удалось уговорить Кноппа выйти из образа святого, намекая на недвусмысленную вечеринку с Л. Надо сказать, вечер был компенсирован игрой Кноппа на скрипке в мастерской, хорошей выпивкой и девушкой Л.
Вспоминаю. Саша часто ездил через Киев, то в Одессу, то в Москву, (одно время он работал в театре М. Разовского), то в Казань, там жил некий доктор Мушарапов, который его лечил голоданием и после месячного цикла вызывал Кноппу проститутку, видимо это входило в процесс очищения организма, или чтоб подшутить (со слов Кноппа). Однажды возвращаясь из Казани, чистым и одухотворенным в Одессу, Кнопп решил в Киеве не останавливаться. Он просто вышел на киевском вокзале в рейтузах и тапочках, чтоб купить себе пирожки. В купе остались все вещи, паспорт, скрипка (альт Гальяно), деньги. Кнопп по своему обыкновению, заговорился с молодой продавщицей пирожков и отстал от поезда естественно… Долго рассказывать, какими правдами и не правдами Саша умудрился без денег, без паспорта в тапочках и рейтузах попасть в аэропорт сесть в самолет и прилететь раньше поезда в Одессу. До прихода поезда оставалось несколько часов, Саша зашел к знакомому, живущему возле аэропорта перекусить, выпить и прийти на перрон встречать себя и встречающую его маму, Бэллу Иосифовну. Однако они, выпив, поев задремали и, естественно, опоздали к прибытию поезда. Прибежав на уже пустой перрон, Саша увидел такую картину: выброшенные его вещи из поезда, в том числе и альт Гальяно, свою маму Бэллу Иосифовну, которая бегала возле вагона с криками, куда дели ее сына проклятые изверги и очень удивилась, когда Саша появился с другой стороны… Все закончилось бы благополучно, если бы Саша не зашел в гастроном на Дерибасовской и не начал свою дежурную речь с фразы: «Да, в Одессе как всегда ничего нет!» На что получил ответ продавщицы: «Ну тебе я дам!» Естественно, они опять разговорились, а в это время альт Гальяно исчез в неизвестном направлении, как это бывает не только в Одессе.
Последние годы Кнопп впал в тяжелую депрессию, его мать, Белла Иосифовна, кажется, выкинулась из окна, Ваган говорил, что она зовет его к себе. Хоть и сам Ваган находился в нелегком положении после трепанации и не часто его можно было увидеть… Он как-то пришел на концерт к Кноппу в Одессе, появившись неизвестно откуда. Опоздал, сел на первый ряд, вдруг по среди концерта Ваган закричал: «Фальшиву, фальшиву!», встал и ушел. Возможно, они больше не увиделись. Однако Саша вроде немного пришел в себя, подружился с одесской поэтессой Ириной Д., о которой все время рассказывал. Говорил, что они одинаково больны. Приехал в Киев, находился в довольно бодром расположении духа, ехал в Казань к Мушарапову, оставил мне какие-то свои вещи, записи на дисках, фотографии, книжку Ирины Д., которую я сейчас держу в руках… Сказал, что на обратном пути заберет. Я провел его на вокзал. Это была наша последняя встреча.
Фотография из личного архива автора
[…] №17 у нее дома, привел меня туда, кажется, Саша Кнопп. Поскольку она жила на первом этаже и почему-то почти […]