Зелёно-золотой лист, брошенный в море. Заметки о Кипре.

Часть 1 Часть 2

Когда начинаешь путешествовать, каждая страна кажется интересной и удивительной. Позже начинаешь понимать, что одни страны интереснее и удивительнее других. Причем лично для тебя.

Речь, конечно, не идет о сравнении Молдовы и Италии. Речь идет о том, что ты интуитивно ощущаешь, твоё это место или нет. Где-то тебе везет, а где-то случаются неприятные недоразумения. В какие-то города влюбляешься сразу и безоговорочно, к другим привыкаешь долго – но, привыкнув, считаешь их родными. Бывает и так, что родная страна кажется тебе менее родной, чем какая-то чужая, на землю которой ты ступил пару дней назад. Хотя – почему кажется? Те, кто верит в реинкарнацию, вполне в этом уверены.

А бывает так, что какое-то место кажется тебе раем.

Вот раем и всё.

Для меня это Кипр.

 

 

*

На Кипре сложно писать. Чтобы писать хорошо, ты должен быть внутренне пуст, сосредоточен; заполняя словами страницу, ты заполняешь эту пустоту. На Кипре ты всегда полон. Изобилие природы переполняет тебя и не оставляет пустого места. Изобилие солнца, моря, света, радости, жизни. Вначале удивляешься лежащим на земле лимонам – как же так, их никто не подбирает; потом не подбираешь их сам. Вначале пугаешься залетевшего в дом огромного сверчка или африканского таракана – потом привыкаешь к ним, аккуратно выпускаешь на улицу; смотришь внимательно под ноги, чтобы не наступить случайно на улитку, а муравьи вскоре добиваются статуса равноправных жителей твоего дома.

На Кипре нет «пустых» сезонов, когда изобилия приходится ждать, как зимой в Европе. Летнее брызжущее богатство солнца и моря сменяется зимним урожаем – оливки, гранаты, цитрусовые; реки наполняются водой, деревья оживают, а солнце над зелёным островом светит так же ярко, как и летом.

Средиземноморский образ жизни, пожалуй, самый лучший из всех возможных. Недаром так много написано о пользе средиземноморской диеты и её пользе, а жители Южной Европы почти все сплошь долгожители. Но не только естественная диета тому причиной – ведь киприоты не придумывают её специально, а просто едят то, что дарит им природа. Каждый плод – в свой сезон. Нет, важно другое – удовольствие от жизни. Вспоминается анекдот о парне, загоравшем на пляже в разгар рабочего дня, и группе американских туристов, начавших его за это укорять…

Проснуться рано, пока еще не жарко, выпить в офисе холодный кофе, днём – обязательно сиеста, поспать хотя бы час; с заходом солнца – в кафе с друзьями допоздна. А ранним утром – снова яркое солнце, дарящее тепло и хорошее настроение.

Всё это возможно на Кипре.

*

Мой кипрский дом находится в деревне, расположенной на территории, принадлежавшей раньше королю Иерусалима французу Ги де Лузиньяну, позже – рыцарям-госпитальерам, а затем тамплиерам, венецианцам – всех не перечесть. Рядом с деревней – древний город-государство, основанное в XII веке до нашей эры микенцами, принимавшими участие в Троянской войне, а на месте самой деревни люди жили уже восемь тысяч лет назад. Когда я хочу купить фрукты или выпить фраппе, я перехожу дорогу и попадаю на британскую территорию, при этом никаких документов для этого не требуется.

До сих пор не перестаю удивляться.

*

Мой знакомый киприот, которому сейчас под семьдесят, вот уже двадцать лет встаёт в пять часов утра и идёт на прогулку. Каждый день, в любое время года. Говорит, что всегда видит купающихся в море. В пять часов утра. И это не туристы.

Киприот может позволить себе утром искупаться в море, днём кататься на лыжах в горах, а вечером – вновь у моря, – пить сок из апельсинов, только что сорванных с дерева.

Средиземноморский стиль жизни – не для каждого. Многие выбирают другой ритм жизни. Многим нужен большой город, движение, темп. Культура, в конце концов – премьеры, выставки, концерты. Всё это есть и на Кипре, но гораздо скромнее.

Отношение киприотов к жизни кардинально отличается от нашего, постсоветского, подхода. Мы ведь как думаем? Вот сначала решим все проблемы и потом заживём счастливо и припеваючи, наслаждаясь жизнью. Но проблемы имеют свойство никогда не заканчиваться. Разрешая всё новые и новые проблемы, мы откладываем момент наслаждения жизнью всё дальше и дальше.

Киприоты всё делают наоборот. Они наслаждаются жизнью постоянно, а попутно решают возникающие проблемы. Никуда не спеша при этом.

*

Кипрская жизнь затягивает тебя постепенно. Вроде ничего особенного, необычного – скудная растительность, стандартная Средиземноморская, даже скорее Левантийская архитектура, которую трудно назвать красивой; мусор у обочин. Европейская деревня, в сравнении с Лондоном, Римом, Парижем, Берлином – глухая провинция, где мало чего происходит, звёзды мировой и даже европейской величины приезжают очень редко и даже артисты местного симфонического оркестра каждый раз фальшивят на концерте… Но, улетая с Кипра, каждый раз задаёшь себе вопрос – зачем? Ведь лучше же остаться. Вновь нырнуть в водоворот дел, вновь радоваться каждый день зною, яркому солнцу, ясному синему небу и морю, которое всегда рядом. Искренне удивляться каждую зиму, как невысокое цитрусовое дерево с тонкими ветвями способно удержать столько плодов, зимой кататься на лыжах в Троодосе и выкладывать в Фейсбуке фото с подписью «Угадайте, где я?»

Не угадывает никто.

***

 Четыре главных удовольствия на Кипре.

 

Четыре главных удовольствия на Кипре – море, природа, прикосновение к истории и еда.

Первые два – совершенно бесплатны.

Третье – стоит копейки. Вход в музеи, на раскопки античных городов – от двух с половиной до пяти евро. Есть такие места, где платить вообще не нужно. Например, с двух сторон от нынешнего Лимассола расположены античные города-государства Аматус и Курион. И если на раскопки Куриона, в восстановленном амфитеатре которого каждое лето можно насладиться спектаклями фестиваля античной драмы, без билета не войти, то на Аматус можно забраться абсолютно бесплатно. И уйти не с пустыми руками. Я находил там фрагменты чернолаковой керамики, например. Основные находки, конечно, давно уже в музеях, в том числе и в Лувре, но скромного любителя истории порадуют и совсем маленькие находки.

О еде рассказывать не буду, потому что слёзы счастья зальют клавиатуру. Насчёт моря в принципе всё понятно – видишь море, бросаешься к нему и купаешься, сколько хватит сил. После турецкой оккупации северной части Кипра насладиться золотыми пляжами Фамагусты немного затруднительно, но и на юге есть пляжи не хуже. Мои фавориты – Нисси-бич под Айя-Напой, Курион и Голубая лагуна в северо-западной части острова. В Голубой лагуне лучше всего купаться прямо с лодки. Делать нужно так – приезжаете в Лачи, берёте напрокат моторку часа на четыре, полчаса плывёте в лагуну, бросаете якорь и сами бросаетесь в воду. Маска с трубкой очень желательны.

А вот с природой всё немного сложнее и намного интереснее. Мало кто знает, например, что на Кипре есть горы. Причём высокие. Целых два горных массива – Троодос и Кириния. Высота горы Олимп в Троодосе – 1952 метра. С декабря по март в горах Троодоса можно кататься на лыжах, снег бывает до метра высотой. Так что день можно провести так – утром искупаться в море, днём покататься на лыжах, вечером опять в море. Ехать в горы с прибрежья всего 30-40 минут.

По всему острову проложены десятки оборудованных пеших маршрутов, nature trails, и лучшие из них – как раз в горах. Маршруты кольцевые и линейные, трёх уровней сложности, по времени прохождения – от получаса до четырёх часов. Все они проложены через интересные места – венецианские мосты, православные монастыри, реки и водохранилища. И всё абсолютно бесплатно. Если хотите – можно вообще пройти весь остров пешком. Когда-то апостолы Павел и Варнава так и сделали – начали путь на востоке, в городе Саламис, и закончили его на юго-западе, в Пафосе, заодно приобщив к христианству римского наместника. Так Кипр стал первой страной в мире, руководимой христианином.

Во время пеших походов можно соединить все четыре удовольствия. Вот, например, хроника одного из наших субботних дней.

Утром мы приехали к святилищу Аполлона Гилата – одному из главных храмов древнего Кипра, сооружённому ещё в 8 веке до нашей эры; святилище было разрушено землетрясением в 365 году уже нашей эры, то есть молитвы Аполлону возносили в нём 1200 лет. О святилище упоминает сам Страбон в книге XIV своей “Географии”. От него мы и начали свой путь.

Пешеходная тропа начинается прямо у святилища и проходит через единственный на Кипре римский стадион, построенный во II веке н.э. при правлении императора Антонина Пия. Здесь проводились соревнования по пятиборью (пентатлону), куда входили состязания по бегу, прыжкам в длину и в высоту, борьбе и метанию копья, и вмещали трибуны стадиона 6 тысяч зрителей. Как свидетельствуют глиняные фигурки, найденные в святилище Аполлона Илатского, на этом месте, начиная с архаического периода, проходили гонки колесниц и лошадиные скачки, посвященные богу Аполлону.

В сотне метров от стадиона находятся остатки построенной в 5 веке христианской базилики, а ещё через сто метров – смотровая площадка с потрясающим видом на раскопки древнего города-государства Куриона и пляжа под ним.

На этом самом пляже, о котором я писал выше, есть три ресторана, лучший из которых – «Chris Blue Beach». Куда мы, вернувшись к машине, и поехали. Ну, а потом – море.

Единственный минус всего этого дела – жара. В Троодосе всегда прохладнее. Так что пешие походы по Кипру можно начинать там. Постепенно готовиться к переходу через весь остров. Ну и придумывать проповеди – не идти же просто так.

 

 

***

Двенадцать интересных фактов о Кипре, которых вы могли не знать.

Факт первый. Государственные организации, коммунальные учреждения, банки и многие другие компании на Кипре начинают работу в 7-30 утра; занятия в школах начинаются не позже восьми. При этом активная ночная жизнь киприотов в кафе, клубах и ресторанах стартует не раньше 9 часов вечера и продолжается минимум до 2-3 часов ночи. Как киприоты умудряются в таких условиях сохранять бодрость, свежесть и всегда прекрасное настроение, можно понять, только пожив на Кипре какое-то время.

Факт второй. Во время кипро-архаического периода, в VIII-IV веках до нашей эры, вся территория острова была поделена между десятью городами – государствами. В 673 году до нашей эры ассирийский царь Асархаддон перечислил их на глиняных табличках. Это были Пафос, Курион, Аматус, Китион, Саламин, Китры, Идалион, Ледра, Тамассос и Солы. Город Солы, или Соли, назван в честь легендарного афинского политика и поэта Солона, одного из «Семи мудрецов» Древней Греции, который во время своего десятилетнего путешествия неоднократно бывал на Кипре и подсказал своему другу, царю Сол Филокипру, перенести город в более удобное место, ближе к морю. По версии Валерия Максима, Солон умер и погребён на Кипре. Великий философ Платон возводил свой род к брату Солона, Дропиду.

Факт третий. Именно от Солона услышал историю Атлантиды прапрапрадед Платона; он рассказал её прадеду Платона Критию, и благодаря величайшему греческому философу знаем её и мы. По одной из версий, Кипр является частью Атлантиды, вершиной горы. Ушедшая под воду другая часть соединяла Кипр с территорией сегодняшней Сирии – об этом пишет Плиний Старший. Возникший в результате столкновения двух литосферных плит, Африканской и Евразийской, Кипр был одно время соединён с материком – и с Африкой, и с Азией, что не могло не сказаться на фауне острова. В IX веке до нашей эры на Кипре обитали карликовые слоны и бегемоты – им просто не хватало пищи для того, чтобы вырасти до нормальных размеров; весили они около 200 килограммов, а рост бегемотов не превышал восьмидесяти сантиметров. Скорее всего, они были уничтожены первобытными охотниками – ведь первые поселения на Кипре датируются XII-X веками до нашей эры. При раскопках поселения Аэтокремнос на мысе Акротири, расположенном на юге острова, недалеко от современного Лимассола, было обнаружено множество их костей.

На острове найдены чуть ли не первые колодцы в истории человечества – им сегодня более 12 тысяч лет. Древнейшие обнаруженные на Кипре неолитические и халколитические поселения, датируемые VII тысячелетием до нашей эры – Хирокития, Эрими и Сотира.

Факт четвёртый. В первую очередь Кипр известен как родина Афродиты, которая вышла из морской пены у скалы, называемой Петра-ту-Ромиу, которая расположена в пятнадцати километрах от города Пафос. Согласно Овидию, название своё город получил по имени дочери Пигмалиона и Галатеи; согласно другим версиям, Пафос был их сыном. Широко известно, что Пигмалион был кипрским скульптором, и оживить Галатею помогла ему именно Афродита. Однако Пигмалион далеко не так прост. Отцом его был Бел, или же Ваал (да-да, тот самый Ваал), матерью – Анхиноя, дочь речного бога Нила и внучка Океана, дедом – сам Посейдон, а одной из племянниц – Европа. Неплохие родственные связи, не так ли? Существует мнение, что Пигмалион был отнюдь не простым скульптором, а полновластным царём Кипра, поставленным на царство своим отцом, всемогущим Ваалом. Следующим царём стал Кинир, ведший свою родословную от правящих сирийских династий и женившийся на дочери Пигмалиона и Галатеи, Мефарме. Правда, по другим версиям Кинир был сыном Пафоса или даже самого Аполлона, но это уже не столь важно. Важно то, что именно он основал город Пафос, который сохранил своё название до наших времён. У Кинира и Мефармы было десять детей, самые известные из них – дочь Эвна, ставшая супругой первого царя Саламина, Тевкра; Мирра и Адонис. Адонис, родившийся у Кинира от собственной дочери, Мирры, был настолько прекрасен, что в него влюбилась… сама Афродита. Купальня, в которой Адонис и Афродита предавались любовным утехам, находится неподалёку от города Полиса на северо-западе острова.

Всемирно известный Пафосский храм Афродиты (находящийся нынче в деревне Куклия, в бывшем Палео-Пафосе), возведённый царем Киниром около 1200 года до н.э. на высоком холме, недалеко от места, где богиня, по преданию, вышла на берег Кипра, простоял многие века, неизменно привлекая к себе паломников со всего мира. Всемирное значение Пафосского святилища Афродиты, как религиозно-мистического центра Средиземноморья, стало угасать с наступлением эпохи христианства.

Факт пятый. Самый частый эпитет для описания Афродиты – «золотистая». Когда она, златовласая, вышла на морской берег, богини времён года, оры, облекли её в златотканую одежду, увенчали золотым венцом, украсили золотым ожерельем и серьгами. Символическим цветом богини считается зелёный – цвет неувядающей природы. Поэтому не случайно в одной из самых популярных на Кипре песен, музыку для которой написал знаменитый греческий композитор Микис Теодоракис, киприоты поют о своей родине, как о «зелёно-золотом листе, брошенном в море»:

Земля лимонных и оливковых деревьев,

Земля объятий и радости,

Земля сосен и кипарисов,

Земля героев и любви —

Все это ты, зелёно-золотой лист,

брошенный в море!

 

Земля выжженных солнцем долин,

Земля скорбящей Богоматери,

Земля суховеев.

Несправедливости и смерти,

суровых испытаний —

и это тоже ты, зелёно-золотой лист,

брошенный в море!

 

Зелень покрытых хвойными лесами гор и золото выжженных солнцем долин – основные краски Кипра. Зелёный и золотой цвета присутствуют и на государственном флаге, и на гербе республики. Золотой силуэт Кипра обрамлен зелёными оливковыми ветвями… Это символы свободы и мира, к которым так стремятся киприоты.

Факт шестой. Фраппе, он же холодный кофе – самый популярный на Кипре напиток. Киприоты любят пить его без молока и без сахара, «скето»; мы же, наоборот, просим добавлять побольше молока и сахара. Культура питья кофе существует на Кипре с незапамятных времён, и в многочисленных кофейнях всегда множество посетителей. Существует даже шутка о том, как определить, насколько приехавший на Кипр турист адаптировался к местной жизни. Если вы пригласили друзей в кофейню поболтать и собираетесь уйти через полчаса, то вы, вероятно, просто решили удивить их своей скоростью. Если встреча на кофе длится два часа, значит, вы уже немного разбираетесь в кипрской культуре. Если же встреча продолжается пять часов и больше – вы свой. Безусловно, это шутка, но в каждой шутке, как известно, есть лишь доля шутки – остальное правда. Рабочий день у многих начинается и заканчивается в кофейне; если же времени и возможности выйти с работы нет, кофе заказывают прямо в офис. Несмотря на размеренный темп жизни, доход на душу населения на Кипре составляет около 25 тысяч долларов США в год, а минимальная зарплата – около тысячи евро в месяц, что, например, почти в 10 раз больше, чем в Украине. Киприоты живут не по принципу «Давайте сначала решим все проблемы и начнём жить», а, наоборот, придерживаются другого принципа: «Давайте жить и наслаждаться жизнью, а проблемы будем решать по дороге».

Факт седьмой. Кипр и Троя. Что у них может быть общего? Выясняется, что общего очень много.

В VII веке до нашей эры была создана древнегреческая эпическая поэма «Киприи», повествующая о мифических событиях, ставших причиной Троянской войны, о начале войны и её первых битвах. «Киприи» можно рассматривать как предыстрию «Илиады», поэма входит в так называемый «Эпический цикл». Начинается поэма с рассказа о том, как Гея страдала от множества людей, переполнивших землю. Зевс сжалился и решил устроить войну, чтобы облегчить её ношу. Авторство поэмы приписывали самому Гомеру – возможно, отсюда пошла легенда о том, что сам он родом с Кипра. По наиболее распространённой версии, Гомер передал поэму в качестве приданого за свою дочь легендарному поэту Стасину, которого называют Кипрским.

Гораздо позже римский поэт Нинний Красс написал «Кипрскую Илиаду» – переработку «Киприй».

Псведо-Аполлодор рассказывает нам, что ещё перед началом Троянской войны, когда Парис уговорил Елену отплыть с ним в Трою, разгневанная Гера наслала сильную бурю, и они причалили к берегу Кипра, где провели много времени. Кроме Париса с Еленой, на Кипре перед началом войны побывали и брат Агамемнона Менелай вместе с Одиссеем. Они потребовали от царя Кинира выделить для участия в походе пятьдесят кораблей. Кинир передал им роскошные доспехи как дар Агамемнону – тот будет сражаться в них под стенами Трои; а также обещал выслать пятьдесят требуемых кораблей, но… обманул греков. В назначенный день к греческим берегам подошёл лишь один корабль, кормчий которого по указанию Кинира опустил на воду сорок девять игрушечных глиняных корабликов, тем самым формально выполнив обещание. При раскопках в древнем кипрском городе Аматусе было найдено множество подобных корабликов – считается, что их клали в могилы царям для путешествия в мир мёртвых. Агамемнон был страшно разгневан поступком Кинира, но времени и возможности отомстить у него не было.

После окончания Троянской войны многие эллины, возвращаясь в родные места, волею судеб оказались на Кипре. Самый известный из них, пожалуй, брат Аякса Тевкр. После возвращения на родной Саламин он был незаслуженно проклят отцом за то, что не спас брата, и изгнан из дому. По указанию Аполлона он переселился на Кипр, который прошёл с запада на восток и основал на восточном побережье город Саламин – в память о своей родине.

Кроме Тевкра, на Кипре оказался один из предводителей аркадцев, царь Тегеи Агапенор со своим войском. Сыновья Тесея, Акамант и Демофонт, также поселились на Кипре. Демофонт основал город Эпею, который Филокипр позднее переименовал в Солы.

Царица Дидона, сестра Пигмалиона, основала знаменитый Карфаген, куда прибыл бежавший из Трои Эней. «Парубок моторный» и Дидона полюбили друг друга, и, возможно, Эней так и остался бы в Карфагене, если бы не Зевс, через Гермеса напомнивший ему о великой миссии – плыть к берегам Италии и основать там великое государство, новую Трою. А если вспомнить, что матерью Энея была Афродита, мы вновь и вновь возвращаемся к Кипру.

Факт восьмой. Самое ценное на Кипре – это деревни. Именно в деревнях, в отличие от космополитических городов, сохранился сам дух острова, сама его суть. Каждая деревня уникальна и прекрасна, в каждой можно найти свою жемчужину – будь то церковь XV века или небольшой музей. Центр деревни обычно вымощен красно-оранжевой плиткой, и в нём обязательно находятся пять непременных заведений, пять атрибутов любого кипрского селения. Во-первых, это клуб, или же культурный центр, всегда находящийся в прекрасном состоянии, просторный и оборудованный всем необходимым для отдыха мужчин. Да-да, женщин в клубе вы практически никогда не увидите. Я, например, не видел. В клубе есть один или несколько залов, просторная кухня, телевизор и столики для игры в нарды; заполнен клуб обычно вечером, тут смотрят футбол, играют в карты, пьют кофе и узо и обсуждают местные новости и мировые проблемы. Рядом с клубом обычно расположен небольшой открытый амфитеатр – тут проводятся спектакли и концерты. Следующий непременный атрибут центра деревни – кафенио, небольшое или, наоборот, большое кафе в традиционном стиле. Затем – обязательно, – «bet», букмекерская контора, где азартные киприоты делают ставки на результаты спортивных соревнований. Обычно это футбол и скачки. Ну, и два последних – периптеро, или киоск, где можно купить всё необходимое, и парикмахерская, часто с почти антикварными креслами и таким же парикмахером. Если вы видите все эти заведения вместе, значит, всё в порядке и основы кипрского мироздания не потревожены.

Факт девятый. Правители на Кипре сменялись не только в результате наследования или военных завоеваний. Остров продавали и даже дарили. Например, великий Юлий Цезарь преподнёс его в подарок Клеопатре, той самой знаменитой Клеопатре, которая была седьмой, последней царицей в роду Птолемеев, и её брату Птолемею XIII. Правда, это был не любовный жест, а политический шаг. Более тысячи лет спустя Ричард Львиное Сердце, который 11 мая 1191 года именно на Кипре, в Лимассоле, обвенчался со своей невестой, принцессой Беренгарией Наваррской, а затем был коронован как король Англии, продал остров за 100 тысяч безантов Ордену тамплиеров, которые так и не смогли выплатить полную цену. В итоге Ричард перепродал остров бывшему королю Иерусалима Ги де Лузиньяну – тот вернул тамплиерам задаток в размере 40 тысяч и доплатил Ричарду оставшиеся 60 тысяч безантов. Так начался франкский период в истории Кипра.

Ну, а уже в новой истории Великобритания взяла остров в аренду у Османской империи. Произошло это так – во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов Турция несла значительные потери, и Великобритания предложила ей свою помощь, но не безвозмездно – для размещения своих войск и флота британцам нужен был Кипр, занимающий стратегическое положение в Восточном Средиземноморье. 4 июня 1878 года между Оттоманской Имерией и Великобританией было подписано лизинговое соглашение, согласно которого остров остаётся в собственности турок. Пятого ноября 1914 года, учитывая то, что Турция вступила в Первую мировую войну на стороне Германии, Великобритания объявила об отмене лизингового соглашения с Турцией, а также о том, что Кипр теперь является частью империи. 24 июля 1923 года в Лозаннском мирном договоре, подписанном странами Атланты и Турцией, принадлежность Кипра к Великобритании была признана официально.

Факт десятый. История христианизации Кипра захватывающа и удивительна. После начала гонений на христиан в Иудее многие из них оказались на Кипре. Главной персоной, одним из наиболее известных и почитаемых на острове людей стал родившийся на Кипре Иосиф из рода Леви, святой апостол Варнава, принявший христианство и основавший Кипрскую церковь. Именно через него в христианскую общину был принят Савл, будущий апостол Павел – Варнава и Павел вместе учились у рабана Гамлиэля ха-Хакена в Иерусалиме. В 45 году нашей эры, когда Кипр входил в состав Римской империи, Варнава, его племянник Марк-Иоанн, которого большинство современных исследователей считают тем самым апостолом Марком-евангелистом, который погребён нынче в Венеции, и апостол Павел прибывают на Кипр, в родной город Варнавы, Саламис, и проходят весь остров с востока на запад, проповедуя христианское учение в основном среди евреев, в синагогах. В горной деревне Калопанайотис есть памятный знак у места, где Павел и Варнава крестили Ираклидия – первого епископа Кипрской церкви. Путь апостолов лежал в Пафос, который был тогда столицей острова. В Пафосе находилась резиденция римского проконсула Сергия Павла, который призвал к себе Марка, Павла и Варнаву, чтобы узнать больше о слове Божием. Состоявший при проконсуле иудейский маг и чародей Елима пытался воспрепятствовать этому, но апостол Павел поразил его временной слепотой. В результате Сергий Павел стал первым в истории римским проконсулом, принявшим христианство.

Традиционные христианские тексты указывают, что в 61 году Варнава был убит своими соотечественниками после диспута в одной из синагог в Саламисе. Апостол Марк, который был свидетелем этого, похоронил его. Мощи святого были обретены в 478 году архиепископом Анфемием Кипрским, которому трижды являлся ночью святой Варнава и указывал место своего погребения. И действительно, Анфемий, следуя указаниям апостола, обнаружил недалеко от Саламиса в пещере под рожковым деревом гробницу святого Варнавы. На груди апостола лежало переписанное его рукой Евангелие от Матфея, по преданию, положенное в могилу самим евангелистом Марком.

Обретение мощей апостола Варнавы и находка евангелия стали решающими аргументами в деле обретения Кипрской церковью автокефалии. Анфемий отправился в Константинополь и подарил евангелие и часть мощей императору Флавию Зенону, в результате чего собравшийся по настоянию императора Синод подтвердил решение Третьего Вселенского Собора об автокефалии Кипрской церкви. С тех пор архиепископы Кипра имеют право подписывать официальные документы киноварью, носить пурпурную мантию и императорский скипетр. После возвращения на Кипр архиепископ Анфемий на средства императора Флавия Зенона возвёл на месте обретения мощей монастырь апостола Варнавы; сейчас монастырь находится на территории Северного Кипра.

Интересно, что святому Варнаве посвящён знаменитый Ноттингемский собор в Англии.

Факт одиннадцатый. Несмотря на оккупацию в 1974 году турецкими войсками 36 процентов территории острова (Кипр – третий по размеру остров в Средиземном море после Сицилии и Сардинии, его площадь составляет 9251 кв. км, население обеих частей, южной и северной – около 1,15 миллиона жителей) международным признанием в качестве единственного на острове законного государства пользуется только созданная 1 октября 1960 года Республика Кипр. Суверенитет его формально распространяется на всю территорию Кипра, поэтому жители, перемещённые с северных территорий, всё ещё числятся жителями оккупированных городов и деревень и выбирают своих мэров. Таким образом, у Фамагусты, Кирении, Морфу есть свои мэры из числа греко-киприотов, все мэрии оккупированных городов находятся в Никосии. У каждого из оккупированных районов, или епархий, есть также свой митрополит. При этом провозглашённая в 1983 году Турецкая Республика Северного Кипра никем, кроме Турции, в мире не признана. Самолёты, например, летают туда только с территории Турции. Тем не менее, сама Турция до сих пор официально не признаёт Республику Кипр, несмотря на то, что Кипр является членом ЕС и всех основных европейских и мировых организаций. На турецких картах южная территория Республики Кипр указывается как «Временная греческая администрация Южного Кипра». В свою очередь, на территорию Республики Кипр невозможно попасть, если вы прибыли на остров из Турции или через порты и аэропорт на Северном Кипре.

Сегодня сообщение между обеими частями острова значительно упростилось. Более того, множество турко-киприотов, которые родились на Кипре, а не приехали на Северный Кипр из Турции, а их сегодня на территории ТРСК не более одной трети из 300 тысячного населения севера, обращаются за паспортами Республики Кипр и без проблем получают их. Паспорт страны, входящей в ЕС, ещё никому не помешал.

Интересный факт – в Северной Никосии находятся резиденции послов США и Британии, но это не означает признания этими странами ТРСК, скорее наоборот – посольства находились там до войны 1974 года и смена их местоположения продемонстрировала бы, что США и Великобритания не признают суверенитет Республики Кипр над всей территорией острова.

Факт двенадцатый. Вскоре после создания в 1814 году в Одессе тайной греческой революционной организации «Филики Этерия» греко-киприоты приняли активное участие в её деятельности. Архиепископ Киприан и митрополиты с 1818 года стали членами «Филики Этерия» – на остров тогда прибыли трое этеристов, местом их встреч был подземный ход, соединяющий Панкипрскю гимназию, открытую в 1812 году Киприаном, и находящуюся напротив Архиепископию. Киприоты со всех концов острова тайно отправлялись в Грецию воевать.

Генерал-майор русской армии, участник войны 1812 года Александр Ипсиланти возглавил организацию в 1820 году и вскоре через этериста Димитриоса Ипатроса спросил Кипрана, примкнёт ли Кипр к вооружённой борьбе. Киприан ответил, что Кипр, не имеющий ни вооружённых формирований, ни флота, поможет революции деньгами и снабжением. 8 октября 1820 года Ипсиланти через этериста Анастасиоса Пелопидаса передал архиепископу из Измаила письмо благодарности, сообщив, что «открытие школы (то есть революции) приближается».

6 марта 1821 года началось восстание, 1 мая Ипсиланти был разбит турками у Галаца, в июне этеристы потерпели поражение при Драгашанах. 10 апреля 1821 года, в первый день Пасхи, в Константинополе был повешен Константинопольский патриарх Григорий V, чьё тело было впоследствии переправлено в Одессу и погребено в Свято-Троицком греческом соборе. На Кипре развернулись не менее драматические события. Турецкий наместник Кучук Мехмет арестовал многих видных киприотов и приступил к конфискации оружия. Ситуация ухудшалась, и Киприану посоветовали покинуть остров. Архиепископ отказался покидать свою паству. 9 июля 1821 года Кучук Мехмет обязал всё православное духовенство острова явиться в Никосию. В этот день архиепископа Киприана публично повесили, трёх епископов обезглавили. Всего за пять дней кровавой расправы было убито 476 священнослужителей и несколько тысяч мирян.

Сегодня греко-киприоты вместе со всей Грецией каждый год торжественно отмечают 25 марта – именно в этот день в 1821 году началось восстание в Пелопоннесе и была провозглашена независимость Греции. До обретения независимости Кипром оставалось тогда ещё почти сто сорок лет.

 

Продолжение следует…

Нет комментариев

Оставить комментарий

-->

СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

Вы можете отправить нам свои посты и статьи, если хотите стать нашими авторами

Sending

Введите данные:

или    

Forgot your details?

Create Account

X