Если меня спросить, что такое стабильность, то я отвечу: Пресс-центр Международного циркового фестиваля в Монте-Карло. Ежегодно с января 2004 года я вхожу в это помещение, расположенное напротив входа в шапито в Фонвьей и ежегодно вижу в всегда безупречном костюме месье Дориа, принимающего журналистов и цирковых артистов со всех уголков мира. Радушно поздороваться с каждым, перекинуться новостями (месье Дориа владеет семью языками), ответить на вопросы… За столом всегда улыбающаяся мадам Калвас, без помощи которой – ой! – сколько материалов не увидело бы свет: неисчислимое количество раз она высылала мне списки лауреатов сразу же после их оглашения, досылала фотографии, которых нет в общем каталоге, снабжала недостающей информацией… Или Жеральдин в «Центре посетителей» – всегда с мобильным телефоном, окруженная ждущими, просящими, требующими, но всегда всех узнающая и знающая, сколько, на когда и кому отложено билетов…
А вот сам Монако стабильностью похвастать не может – княжество находится в беспрерывном строительстве: возводятся новые здания, у моря отвоевываются новые квадратные метры, которые – в самом прямом смысле – стоят золота.
Последние пять лет у площади Казино находились пять торговых павильонов футуристической формы. Созданные Ричардом Мартине в сотрудничестве с монегаским архитектором Шерифом Жаляном, «Pavillons Monte-Carlo», давали пристанище самым известным мировым брендам. Это были «временные конструкции», спроектированные из округлых мобильных блоков и «обшитые» ромбообразными алюминиевыми панелями. Но, как известно, нет ничего более длительного, чем временное. Ожидалось, что павильоны простоят несколько месяцев, но месяцы превратились в годы.
И вот в этот раз я с удивлением и даже некоторой ностальгией увидел, что их нет. Размещены они были в парке, все деревья были перемещены в специальный питомник, и вот сейчас насаждения снова вернули на свои места. А бренды переехали в новый комплекс, отстроенный слева от Казино. И теперь опять можно наслаждаться видом на парк и на здание, выстроенное Франсуа Бланом.
«Цирк, цирк, цирк —
Это вечный праздник взрослых и ребят.»
150 артистов циркового искусства из 17 стран мира – ожидания были большими. Но сразу оговорюсь: за 16 лет я не могу припомнить более неровной программы, чем на 44-м фестивале. Вернее, даже не неровной – неровность подразумевает смену удачных номеров неудачными в более или менее пропорциональном порядке. Первая же часть программы была слабой. Из 17 номеров лишь пять-шесть находились на ожидаемом мировом уровне.
Труппа китайского цирка из Шаньдуна показала чистую работу, но не более. Бельгийский клоун Стефан Дельво («Эластик») гробил престиж гильдии как мог. Представители монгольского цирка на подкидных досках выступили со стандартными упражнениями (решение жюри присудить им «Бронзового клоуна» вызвало, мягко говоря, недоумение). В тот же разряд попали номера француженки Франсуазы Роше (жонглирование зонтиками), украинских воздушных гимнасток Skyline и поляка Рафал Валуша (манипуляции).
Первую часть спасли дрессировщики, воздушные акробаты Les Tuniziani и акробатическое трио на русской палке «Пижоны».
Династия Tuniziani происходит из Туниса и в настоящее время труппа состоит из артистов из США, Мексики, Венесуэлы и Бразилии. Амед Тинизиани, звезда труппы, выполнил тройное сальто с кувырком назад, потом двойное с двойным пируэтом и завершил уникальным четырехкратным сальто. «Золотой клоун» был достойным призом прекрасной работе.
Постановка Александра Гримайло «Пижоны» в отточенном исполнении Джони Гассера, Кирилла Иванова и Юрия Креер (Цирк Никулина) завоевала серебро, покорив публику мастерством и ритмом исполнения.
«Тигров дрессированная группа —
Мне привычна атмосфера та»
Но, естественно, гвоздем программы стала дрессура. В прошлом году легендарный Цирк Кни отпраздновал свой 100-летний юбилей – 14 июня 1919 года в Берне была представлена его первая программа. В этом году швейцарцы были почетными гостями фестиваля и совместно с династией Эррани привезли в Монте-Карло четыре конных номера, которые превзошли все ожидания.
В конце первой части Иван Кни и Виорис Эррани выехали на манеж стоя каждый на двух великолепных фризах – «Черном золоте» Голландии. Исполняя роль кучеров почтовых дилижансов, они пропускали между своими вороными раз за разом по белому арабскому скакуну, успевая захватить рукой поводья. Под конец каждый наездник вел 9 «арабов», объезжая галопом арену.
В свою очередь Сергей Нестеров наглядно показал, что находиться с дикими животными в одной клетке можно и без хлыста – лишь с недлинной тросточкой и босым. Пять великолепных белых тигров – сила и изящность созданная природой — строили пирамиду, перекатывались по песку, вставали на задние лапы и совершали прыжки назад. И все без единого крика или резкого движения дрессировщика.
Номер был охарактеризован как «прекрасный пример современной дрессуры» и с этим невозможно не согласиться. «Серебряный клоун» был почетным призом, хотя и золото не помешало бы.
«…Хотите поглазеть на акробата?
Вот он идет свободно и легко…»
На следующий день приближаясь к шапито, я задавался вопросом, сможет ли вторая часть исправить посредственное впечатление от первой. И чудо произошло. От первого до последнего выступления от программы захватывало дыхание.
Групповые акробаты на дорожке с минитрампом «Свадьба» под руководством Владимира Ефимова открыли вечер яркой хореографией и слаженной работой, отмеченной «Бронзовым клоуном».
Титулованный в Англии и России «Королем клоунов» венесуэлец Генри Айяла (цирковой в седьмом поколении) доказал, что искусство смешить не утеряно, но что только настоящий клоун владеет этим искусством, а не массовик-затейник.
Прекрасный номер с музыкантами-любителями из набранных из зала зрителей, которые под конец исполнили на колокольчиках «Вечерний звон», принес ему море смеха и оваций. Айяла не только клоун, но и канатоходец. В заключительной части программы он с тремя напарниками на натянутом под куполом цирка канате и без страховки прыгал через огненное кольцо, совершал прогулку на велосипеде и нес на плечах двух акробатов. Присуждение ему и труппе серебра на Гала-вечере принцессой Стефанией было встречно овацией всего зала.
Standing ovation в цирке получили «Martinez Brothers» – два брата колумбийско-японских кровей Алан Давид Мартинес и Аращи Кофукада (последнему всего 15 лет) за свой номер с икарийскими играми. Подбрасывание ногами — основной прием в икарийской акробатике. Вначале Алан («нижний») совершил десять подбросов Аращи («верхнего») – каждый с двойным переворотом в полете. Кстати, этот номер считается уникальным в мире. Под конец подъемник поднял платформу с братьями на восьмиметровую высоту и там Алан совершил 50 подбросов Аращи, а тот – 50 задних сальто (напомню, что в «икарийских играх» страховки не существует, любая ошибка означала падение акробата на арену). «Золотой клоун» стал достойной наградой высококлассной работе.
«Лошадь, одолев барьер,
Пронеслась по кругу ветром.
Это цирк! Тринадцать метров!»
44-й фестиваль проходил под знаком лошади и именно они стали центром внимания и во второй части программы.
Как известно, диаметр арены во всех цирках мира составляет ровно 42 фута (13 метров), так как только по такому кругу лошадь может бежать галопом с определенной скоростью в то время, как ее спина всегда остается под одним углом к центру, что необходимо для выполнения акробатических номеров. Однако в этот раз казалось, что диаметр стал увеличиваться по мере того, как на манеж выскакивали, один за другим, прекрасные представители непарнокопытных.
30 арабских лошадей и фризов завертелись в карусели, разделившись на три группы, каждая из которых скакала в противоположном направлении. Майкол Эррани, зять Фреди Кни Джуниора, руководил этим чарующим действом.
И в третий раз за историю фестиваля Цирк Кни увез «Золотого клоуна» к себе на родину в Швейцарию.
«В сотнях тысяч ламп погасли свечи.
Барабана дробь — и тишина…»
В следующем году Монте-Карло принимает юбилейный – 45-й – Цирковой фестиваль. Чем порадуют организаторы – тайна за семью печатями. Ходят слухи, что будут слоны и зебры и – редкое явление – маги-иллюзионисты.
Но тем и прекрасен цирк – неожиданным чудом. До следующего года, Монте-Карло!
(Photo — Copyright: Direction de la Communication du Gouvernement princier)